Москва. 2 февраля 2009 г. - Международное агентство недвижимости Gordon Rock подготовило Аналитический отчет об активности покупателей из России и стран СНГ на рынке недвижимости Турции в 2009 году. В соответствии с проведенным исследованием, по итогам 2009 года россияне и граждане стран СНГ вплотную приблизились к <тройке лидеров>. На первом месте по приобретению турецкой недвижимости остаются англичане (26% от общего числа иностранных покупателей), второе и третье место делят немцы и жители скандинавских стран (по 23%), а россияне и граждане СНГ занимают четвертое место (20%). При этом у покупателей из России и стран СНГ есть все шансы в 2010 году занять еще более высокую позицию среди иностранных покупателей недвижимости в Турции.
При этом самыми активными иностранными покупателями в 4-м квартале 2009 года стали жители стран Скандинавии. Англичане и немцы исторически увеличивают свою покупательскую активность в весенне-летний период, совмещая процесс покупки с отдыхом на курортах Турции. Россияне же в 2009 году нередко покупали недвижимость с целью инвестирования в те объекты, стоимость которых будет активно расти в курортный сезон.
И все-таки в целом 2009 год можно охарактеризовать как год относительного затишья активности иностранных покупателей. Конец года, можно сказать, стал <выжидательным>. Нередко ознакомительные туры и покупки переносились потенциальными покупателями на новогодние каникулы и на начало 2010 года. По сравнению с 2008 годом количество продаж сократилось на 35-40%.
В соответствии с проведенным Gordon Rock исследованием, самым популярным у покупателей из России и стран СНГ регионом Турции остается Средиземноморье (в совокупности - 70% сделок), а именно - Анталия (40%), Алания и Кемер (по 15%). На Стамбул и Эгейское побережье приходится по 10% от общего числа сделок.
Cтруктура спроса среди россиян и жителей СНГ распределилась по ценовым сегментам следующим образом: 65% - эконом-класс (стоимость до 100.000 Евро), 20% - бизнес-класс (стоимость от 100.000 до 300.000 Евро), 10% - элитный (стоимость свыше 300.000 Евро). По итогам 2009 года можно отметить усиление тенденции <расслоения> спроса. Наблюдался повышенный спрос на квартиры эконом-класса - особенно в ценовой категории 30.000 - 50.000 Евро, сильно уменьшился спрос на квартиры средней ценовой категории 100.000 - 300.000 Евро. Но при этом россияне и граждане стран СНГ стали активнее интересоваться элитной недвижимостью стоимостью от 300.000 Евро.
Наибольшим спросом со стороны россиян и граждан стран СНГ в 2009 году пользовались студии и апартаменты 1+1, имеющие площадь до 60 кв.м. и максимально приближенные к морю. Т.е. если раньше покупатели приобретали чаще всего апартаменты 2+1, то в 2009 году спрос изменился в сторону апартаментов 1+1.
Второе место по популярности заняли виллы класса люкс в комплексах с развитой инфраструктурой. Наиболее активными на рынке элитной недвижимости Турции среди иностранных покупателей стали россияне, жители стран Скандинавии и граждане Азербайджана, а также турки, проживающие за рубежом. Большая часть сделок, связанных с приобретением элитной недвижимости, совершается в районе города Бодрум. Бодрум считается светским городом с большим количеством эксклюзивных и индивидуально обособленных проектов. Следом идет Стамбул с европейским уровнем цен, затем Белек со своими гольф-полями, Анталия и Кемер.
Основные причины приобретения недвижимости Турции у покупателей из России и стран СНГ таковы: 45% - дом для отдыха на море, 35% - инвестиции для получения дохода, 10% - приобретение недвижимости более высокого уровня - взамен уже имеющейся недвижимости в Турции, 10% - приобретение недвижимости для переезда на ПМЖ. Таким образом, мировой финансовый кризис и текущий уровень цен на турецкую недвижимость в существенной степени оказали влияние на мотивацию иностранных покупателей недвижимости Турции. Доля покупателей, имеющих цель <купить недвижимость просто для отдыха>, уменьшилась, а доля <инвестиционных> покупателей, ищущих оптимальные способы вложения денежных средств, наоборот, возросла.
Ряду турецких застройщиков удалось оперативно отследить эту тенденцию и своевременно вывести на рынок предложения, ориентированные на быстро растущую группу <инвестиционных> покупателей. Например, один из турецких девелоперов предлагает покупателям не только гарантированный доход от сдачи в аренду и многолетнюю рассрочку на 60% от стоимости приобретаемой недвижимости, но и гарантирует через 5 лет выкупить у покупателя его недвижимость за 150% от текущей стоимости. Конечно, если покупатель будет не против.
Процентная ставка банков по ипотечным кредитам в 2009 году возросла и составила в среднем 10% годовых, по сравнению с 7-8% в аналогичном периоде прошлого года. Возможность получения кредита иностранными покупателями остается реальной - при документальном подтверждении доходов за последние 2 года.
Рынок аренды недвижимости в Турции - это сезонный рынок. В <высокий> туристический сезон наибольшей популярностью пользуются курортные районы Эгейского и Средиземного побережья. А по круглогодичной сдаче в аренду лидирующие позиции занимают, безусловно, Стамбул и Анкара. Рейтинг годовой доходности от сдачи в аренду по городам: 5% - Алания, 6% - Белек и Кемер, 6% - Анталия, 7% - Кушадасы, 8% - Бодрум, 9% - Анкара, 10% - Стамбул.
По оценкам Gordon Rock, география российского спроса на недвижимость Турции распределилась следующим образом: 48% потенциальных покупателей - москвичи, 18% - петербуржцы, 12% - сибиряки, 11% - жители Поволжья, 5% - уральцы, 6% - жители остальных регионов России.
Структура спроса при покупке коммерческой и инвестиционной недвижимости в Турции такова: гостиничная недвижимость - 70%, торговая и офисная недвижимость с арендаторами на долгосрочной аренде - 10%, девелоперские проекты в жилой недвижимости - 10%, прочие типы коммерческой и инвестиционной недвижимости - 10%. Таким образом, в сегменте коммерческой недвижимости безоговорочное лидерство по спросу со стороны россиян и граждан СНГ принадлежит отелям и мини-отелям.
Президент Международного агентства недвижимости Gordon Rock Станислав Зингель комментирует результаты исследования: <На примере Турции можно отчетливо проследить рост численности и значимости группы так называемых <инвестиционных покупателей>. Россияне становятся более расчетливыми, все больше внимания уделяют вопросам надежности своих инвестиций и возможности получения гарантированного дохода. Отрадно констатировать, что ведущие турецкие застройщики откликаются на этот спрос и предлагают выгодные схемы рассрочки, гарантированного дохода и даже - обратного выкупа>.
Источник: Gordon Rock
|