Комментарии для "КоммерсантъFM": «Блокчейн на экспорт»
На Украине продали недвижимость за виртуальные деньги, и власти страны даже приписали себе лидерство на этом рынке. Советник Агентства электронного управления страны Константин Ярмоленко на своей странице в Facebook написал, что это первая в мире сделка за криптовалюту. В свою очередь, Минфин России назвал такие операции небезопасными и незаконными. Могут ли россияне купить квартиру за рубежом за цифровую валюту и насколько такие сделки рискованны или перспективны, разбиралась Аэлита Курмукова.
Де-юре сделки с недвижимостью за цифровые деньги по контрактам внутри страны в России запрещены. Замминистра финансов Алексей Моисеев, в частности, уточнил, что «никто не разрешит расчеты в криптовалюте», и при этом подчеркнул: «Зачем покупать в этом? Чтобы скрыть свою валюту?».
Де-факто покупка недвижимости за виртуальные деньги за границей не считается нарушением закона, и таких сделок десятки — заключали ли россияне, неизвестно. Еще в 2014-ом за биткоины продавались дома на Бали, в Канзасе и Калифорнии, сумма сделок колебалась от $500 тыс. до $2 млн — и все это минуя банки. За криптовалюту можно арендовать апартаменты в Великобритании — такую услугу предлагает, к примеру, лондонский оператор RE/MAX. На волне хайпа вокруг блокчейна планируют заработать и власти Украины: с 2018 года на базе блокчейн-платформы Propy иностранные резиденты получат равные с гражданами страны условия на покупку-продажу недвижимости — и первая сделка уже закрыта.
С помощью блокчейна операции с недвижимостью станут проще и прозрачнее, считает генеральный директор фонда Nakamoto Capital Станислав Тэо:
«Если вы регистрируетесь на платформе блокчейна — это история, которую никто не изменит, она открыта для всех, и каждый может получить доступ к набору данных, который будет обозначен как доступный. Количество рисков при покупке квартиры в России сейчас большое, здесь же сделка происходит мгновенно. Если под инфраструктуру с блокчейном проходит операция по покупке, где деньги приходят в криптовалюте, это супер».
Среди плюсов цифровых сделок эксперты называют сокращение издержек на транзакции, оплату услуг нотариуса и риэлтора, а это 2–5% от стоимости недвижимости. Однако не стоит исключать и риски, отмечает президент международного агентства Gordon Rock Станислав Зингель:
«В Швейцарии, например, настороженно относятся к криптовалюте — это нестабильный финансовый инструмент, рыночный курс все время меняется, очень сложно закрепить сделку. В Германии сделка должна быть зафиксирована у нотариуса, так что Россия с точки зрения осторожного отношения к криптовалюте не уникальна — новый рынок всегда связан с соблазном ухода от налогов или скрытия своего дохода».
Массовых сделок в цифровом виде в ближайшей перспективе ожидать не стоит, говорят эксперты по инвестициям в недвижимость. Пока нет нормативной базы, регулирующей использование блокчейна, лучше отложить покупку недвижимости за криптовалюту, считает генеральный директор ЗАО «УК СБВК», технологический инвестор Денис Черкасов:
«Пока никто не может определить, во что эта история выльется. Ранним регулированием можно задушить какую-то прорывную технологию, и, чтобы этого не допустить, российское правительство принимает мудрое решение дать рынку подразвиться, понять основные тенденции. Гражданам встревать в эти истории небезопасно».
У России пока нет четкой позиции относительно цифровых денег. В понедельник глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что законопроект о регулировании криптовалют в России будет подготовлен уже в октябре, а днем позже замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил, что российские власти пока не будут вводить регулирование криптовалют и сконцентрируются на легализации технологии блокчейн.
Против использования виртуальной валюты выступает глава ЦБ Эльвира Набиуллина — по ее словам, в механизме использования криптовалют есть признаки финансовой пирамиды, а активные расчеты цифровыми деньгами создадут риск подрыва денежного обращения.