Третий квартал 2015 года отметился в Швейцарии незначительным снижением потребительских расходов и деловой уверенности, что оказало нисходящее давление на рынок торговой недвижимости. По последним данным за август 2015 года розничные продажи в стране снизились на 0,3% по сравнению с годом ранее.
На этом фоне спрос на аренду торговых площадей с периферии сместился на главные торговые коридоры Женевы и Цюриха. Однако они, как и ранее, характеризовались дефицитом предложения, что вынудило ряд крупных ритейлеров переплачивать значительные суммы за наилучшие торговые площади. В исследуемый период наиболее активно действовали на рынке продавцы товаров высшего ценового сегмента, сообщается в исследовании компании Сushman and Wаkefield.
Среди всех сегментов торговой недвижимости наиболее устойчивыми показателями характеризовались торговые центры, расположенные в центре крупных городов. На периферии устойчивыми оказались небольшие розничные магазины, ориентированные на местную клиентуру. Для сравнения, торговые центры на окраинах мегаполисов оказались наименее востребованными у арендаторов. Неслучайно некоторые подобные торговые центры в Женеве и Лозанне отметились снижением арендных ставок. Помимо этого, спрос снизился на торговые центры за пределами крупных городов. Однако в данном сегменте снижение средних цен было заменено дисконтами, предоставляемыми арендодателями. Подобной мерой участникам рынка удалось избежать обвального снижения арендных ставок.
Инвесторы были сконцентрированы на приобретении крупных и известных торговых центров, которое осуществлялось за счет портфельных сделок. Альтернативой торговым центрам являлись склады для розничной реализации товаров. Они были востребованы в Женеве и регионе Этой/Аубонн (Etoy/Aubonne).
Восстановление рынка торговой недвижимости Швейцарии может начаться в 2016 году. Именно тогда потребительские расходы швейцарцев вновь начнут увеличиваться. При этом наиболее оптимистично эксперты коммерческой недвижимости Швейцарии оценивают эксплуатацию розничных магазинов на главных торговых улицах. Сегмент торговых центров и магазинов за пределами городов будет характеризоваться меньшими перспективами.
Gordon Rock
|