Москва. 9 сентября 2009 г. - Международное агентство недвижимости Gordon Rock совместно с компанией Montenegro Venture Partners - ведущим застройщиком Черногории, реализующим уникальный жилой проект высшего класса Seagarden Residences - опубликовало Аналитический отчет <Активность покупателей из России и стран СНГ на рынке недвижимости Черногории в 1-ом полугодии 2009 года>. На протяжении последних четырех лет - и в период резкого роста цен, и в период падения цен в условиях финансового кризиса - доля россиян среди иностранных покупателей черногорской недвижимости неуклонно росла (2006 год - 32%, 2007 год - 40%, 2008 год - 46%) и достигла 52% в середине 2009 года. Покупатели из стран СНГ занимают долю в 12%. Оставшиеся 36% распределены между немцами, итальянцами, австрийцами, англичанами и скандинавами.
В соответствии с проведенным исследованием, по итогам 1-го полугодия 2009 г. количество сделок по покупке недвижимости в Черногории, совершаемых россиянами и покупателями из стран СНГ, по сравнению со 2-ым полугодием 2008 г. увеличилось на 34%, однако средняя стоимость приобретаемой недвижимости понизилась на 19%.
Наибольшей популярностью у покупателей из России и стран СНГ пользуется недвижимость в Бока-Которской бухте (43% запросов), в Будве - 28%, в Герцег-Нови - 10%, 19% приходится на остальные районы страны (Подгорица, Бар, Петровац, Бечичи и т.д.).
В 1-ом полугодии 2009 г. структура спроса среди россиян и жителей СНГ распределилась по ценовым сегментам следующим образом: 70% - эконом-класс (стоимость до 150.000 Евро), 20% - бизнес-класс (стоимость от 150.000 до 350.000 Евро), 10% - элитный (стоимость свыше 350.000 Евро). При этом доля россиян и жителей СНГ в элитном сегменте составляет более 70% в новых элитных проектах Черногорской Ривьеры.
В соответствии с Аналитическим отчетом, на настоящий момент времени у россиян и жителей СНГ наибольшей популярностью пользуются 2-комнатные апартаменты в ценовом диапазоне до 140.000 евро.
На настоящий момент времени в Черногории ипотечное кредитование для нерезидентов практически недоступно. При этом ведущие черногорские застройщики оперативно реагируют на ситуацию в сфере ипотечного кредитования и предлагают покупателям выгодные программы покупки недвижимости в рассрочку - вплоть до 36 месяцев беспроцентной рассрочки.
По оценкам Gordon Rock и Montenegro Venture Partners, география российского спроса распределилась следующим образом: 46% потенциальных покупателей - москвичи, 21% - петербуржцы, 13% - жители Поволжья, 7% - жители Центрального ФО, 5% - уральцы, 8% - жители остальных регионов России.
При этом основные причины приобретения недвижимости в Черногории у покупателей из России и стран СНГ таковы: 64% - дом для отдыха на море, 18% - инвестиции для получения дохода, 10% - по семейным причинам и получение вида на жительство, 8% - другие причины.
В сегменте коммерческой недвижимости наиболее популярными направлениями инвестиций у россиян являются: 45% - гостиничная недвижимость, 25% - торговая недвижимость и 15% - недвижимость, связанная со сферой услуг.
Президент Международного агентства недвижимости Gordon Rock Станислав Зингель комментирует результаты исследования: <Рынок недвижимости Черногории оперативно отреагировал на мировой кризис, и прошедшая коррекция цен сделала покупку черногорской недвижимости еще более привлекательной для инвесторов из России и стран СНГ. Приятно констатировать тот факт, что уже четыре года россияне являются ведущими игроками на рынке недвижимости Черногории>.
Управляющий партнер Montenegro Venture Partners Роланд Дюрр комментирует: <Мы видим рост интереса покупателей из России к рынку черногорской недвижимости, который в немалой степени обусловлен тем, что черногорские застройщики в полной мере научились понимать предпочтения россиян и предоставляют российскому клиенту продукт высокого качества за разумные деньги при гибкой системе оплаты. Например, жилой комплекс Seagarden Residences, реализуемый нашей компанией в Бока-Которской бухте, удовлетворит самых взыскательных покупателей из России, поскольку расположен на первой линии у моря, обладает развитой инфраструктурой компанией и даже собственным причалом для яхт>.
|