В Швейцарии увеличивается конкуренция между ритейлерами вследствие отрицательной динамики цен и сокращающейся маржи при реализации товаров. Частным проявлением конкурентной борьбы становится увеличение торговых площадей. К подобному методу борьбы с конкурентами прибегает все большее количество розничных сетей.
Так, согласно исследованию компании КPМG, в 2014 году увеличить площадь занимаемой недвижимости планируют 60% опрошенных ритейлеров. В 2013 году значение данного показателя составляло 46%. 2012 и 2011 годы отметились аналогичными значениями в размере 55% и 52%. В 2010 году увеличить занимаемые площади планировало лишь 34% розничных сетей.
Ряд ритейлеров, наоборот, намеревается сократить площадь арендуемой торговой недвижимости. В 2014 году так планируют поступить 11% опрошенных торговцев, что является рекордным значением за последние четыре года. Для сравнения, в 2013 и 2012 году аналогичные действия на рынке коммерческой недвижимости Швейцарии планировали осуществить лишь 4% и 2% респондентов. В 2011 году на рынке вообще отсутствовали ритейлеры, планировавшие сокращать площадь занимаемой торговой недвижимости. В 2010 году значение данного показателя равнялось лишь 2%.
Эксперты отмечают, что прирост интернет-продаж вопреки ожиданиям не привел к снижению арендуемых торговых площадей. Скорее интернет-продажи вынудили владельцев торговой недвижимости реконструировать свои помещения в соответствии с новыми каналами продаж. Зачастую это выражается в создании выставочных залов для смежных интернет-магазинов или аренде больших и современных складских комплексов для обслуживания своих магазинов. Наиболее устойчивым сегментом торговли остаются небольшие розничные магазины на главных торговых улицах крупных городов, которые характеризуются высоким пешеходным трафиком и отличаются хорошей репутацией, основывающейся на качестве реализуемых товаров и профессионализме сотрудников.
Gordon Rock
|