По мере развития кризиса на рынке торговой недвижимости Испании существенно изменились предпочтения инвесторов. Так, если в экономически благополучные годы на территории Испании активнее всего приобретались торговые центры, то после 2006 года их доля стала последовательно снижаться, что привело в первые три квартала 2013 года практически к отсутствию статистически значимой доли данного типа недвижимости в общем объеме вложений. Вместо сделок с торговыми центрами последние два года на рынке доминируют розничные магазины или элитные бутики на главных торговых улицах страны.
Например, на пике рынка в 2006 году в торговые центры было инвестировано около 2,5 млрд. евро. Благодаря чему сменили своих владельцев около 25 ТЦ. В это же время вложения в различные розничные магазины составили около 250 млн. евро, сообщается в анализе коммерческой недвижимости в Испании, проведенном компанией Jоneslanglasаlle.
За первые три квартала текущего года инвестиции в небольшие объекты розничной торговли составили практически 650 млн. евро, в то время как ТЦ смогли привлечь не более 14 млн. евро инвестиций.
В целом смена структуры спроса свидетельствует о том, что инвесторы на дне рынка предпочитают скупать наиболее ликвидные объекты торговой недвижимости, к числу которых и относятся небольшие элитные магазины на главных торговых улицах страны. Такие торговые объекты предназначаются для обслуживания состоятельных, но немногочисленных покупателей. Львиная доля таковых приходится на туристов из-за рубежа. В период же экономической стабильности ставки делаются на крупные объекты торговли, ориентированные на широкие слои покупателей со средним и небольшим достатком.
Gordon Rock
|