Статья в "Взгляд": Неестественный отбор. Эксперты критикуют предложенные МЭР параметры налога на роскошь
Обладатели жилья площадью свыше 1000 кв. м и автомобилей мощностью свыше 250 л. с. могут быть обложены специальным налогом на роскошь, предлагает Минэкономразвития. Эксперты указывают, что такое жилье практически не продается, а вот подобные автомобили в некоторых регионах страны роскошью категорически не являются.
Как писала газета ВЗГЛЯД, МЭР в качества налога на роскошь предлагает ввести повышенный налог на имущество на дома площадью от 1000 кв. м и повышенный транспортный налог на автомобили мощностью свыше 250 л. с. Об этом заявила в пятницу глава министерства Эльвира Набиуллина.
По ее словам, это еще очень предварительные предложения – расчеты возможной повышенной ставки пока не готовы. По ее словам, еще может быть уменьшен показатель в 1000 кв. м и увеличен порог по мощности автомобиля. Впрочем, повышенную ставку налога за большие дома и мощные автомобили будут платить не больше 10% населения, отметила министр.
В МЭР оперативно пояснить, почему выбраны именно такие пороги для домов и автомобилей, не смогли. Эксперты сходятся во мнении, что 1000 кв. м для домов и квартир – действительно «роскошный» показатель, а вот для автомобилей мощность двигателя в 250 л. с. не всегда можно считать критерием «роскоши».
Никого не затронет
Порог в 1000 кв. м на дома и квартиры уж точно не затронет «средний класс», но вместе с тем и мало затронет владельцев роскошных квартир.
«Цифра 1000 квадратных метров не совсем оправдана, что в первую очередь может быть связано с промежуточной стадией проработки законопроекта. В элитном сегменте практически отсутствуют предложения площадью 1000 кв. м и более», – говорит директор по продажам и развитию бизнеса департамента элитной недвижимости компании Knight Frank Ольга Тараканова. По ее словам, застройщики редко выводят на рынок объекты с такой площадью, объясняя это тем, что при желании увеличить жилое пространство покупатель всегда может приобрести соседнюю квартиру или дом. Поэтому, по ее мнению, правильным будет скорректировать порог налоговой базы по «роскошной» недвижимости.
«По жилым площадям предельное значение действительно роскошное – средняя площадь строящихся и продаваемых квартир даже в элитном сегменте сегодня не превышает 200–300 кв. м. Для домов, как правило, площади больше, но и там 650 кв. м – уже редкость», – говорит партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов.
«Сегодня наибольшим спросом среди элитной загородной недвижимости пользуются дома 400–600 кв. м. Встречаются особняки и в 1000 кв. м, и даже больше, но на долю таких объектов приходится не более 3% от количества сделок», – подтверждает коммерческий директор Villagio Estate Павел Трейвас.
Площадь или стоимость
Некоторые эксперты согласны с Минэкономразвития в том, что введение налога исходя из площади дома или квартиры, а не стоимости, является более правильной мерой, другие – нет. «Формальная стоимость дома или квартиры может значительно отличаться от реальной, поскольку в нашем законодательстве есть большое количество «лазеек», которые можно использовать для занижения цены объекта. Именно поэтому введение налога исходя из стоимости не будет эффективной мерой при существующих правовых институтах», – считает Ольга Тараканова из Knight Frank.
Однако с этим категорически не согласна руководитель офиса «Добрынинское» компании «ИНКОМ-Недвижимость» Юлия Лурье. По ее мнению, брать такой метраж за точку отсчета как минимум некорректно.
«Если рассматривать столичное жилье, то к предметам роскоши логично отнести квартиры от 300–400 кв. м. Судите сами, при средней стоимости жилья бизнес-класса в 8 тыс. долларов за «квадрат» квартира площадью 300 кв. м обойдется в 2,4 млн долларов, ремонт и меблировка выйдет еще на 1 млн. В итоге мы получаем стоимость, недоступную для 90% населения, а значит, уже с этой точки можно вести отчет роскоши», – говорит Юлия Лурье. «Брать метраж за точку отчета в любом случае неправильно – дом площадью 999 кв. м на Рублевке несопоставим по цене с домом аналогичной площади на Рязанском шоссе», – добавляет она.
Сергей Варламов из «Налоговика» также считает, что необходимо учитывать не метры или киловатты, а рубли: «если стоимость всего имущества гражданина превышает некоторую значительную сумму – можно говорить о роскоши».
Лурье считает, что при определенных решениях можно вполне эффективно оценивать роскошность апартаментов по стоимости и собирать с них налог. «Во-первых, оценивать надо по зонам, чтобы не договаривались потом с оценщиком, не коррумпировали БТИ, что дом на Рублевке стоит столько же, сколько на Рязанке. Во-вторых, оценка должна производиться несколькими специалистами, что также исключит возможность коррупции», – указывает эксперт из «Инкома».
Она приводит в пример европейскую практику: «Известны случаи, когда русские покупатели в европейских столицах «договаривались» для снижения налога с продавцами об указании в договоре купли-продажи меньшей суммы (например, 5 тыс. евро за кв. м). Однако нотариусы, проверяя документы, мгновенно доказывают, что цены в этом районе не опускаются ниже 10 тыс. евро за кв. м, и сделка проходит по полной сумме, с отчислением всех налогов».
И самое главное, добавляет Лурье, определять параметры для установления порога роскоши должен специальный комитет, куда войдут практикующие риэлторы (а не функционеры и чиновники), оценщики, налоговики, сотрудники Бюро технической инвентаризации и Регистрационной палаты.
За рубежом, кстати, налогообложение недвижимости в зависимости от ее площади очень слабо распространено, в большинстве случаев налогом облагается стоимость жилья, так как именно она, а не площадь, лучше всего характеризует достаток домовладельца, говорит президент международного агентства недвижимости Gordon Rock Станислав Зингель.
Что касается Европы, то здесь страны можно поделить на три группы в зависимости от типа налогообложения. На основании стоимости жилья налог на недвижимость рассчитывается в 18 странах Европы, на основе географического зондирования – в семи странах, и на основании площади – только в пяти странах, преимущественно Восточной Европы: на Украине, в Словакии, Польше, Чехии и Хорватии, приводит данные Зингель.
Исключением является Лихтенштейн – единственная европейская страна, где налогообложение недвижимости осуществляется на основании общей стоимости активов владельца, а также Испания, где налог на недвижимость устанавливается на основании платежеспособности плательщика. В Монако, на Мальте и в Ирландии налог на недвижимость отсутствует как таковой.
Роскошь или средство передвижения
Что касается автомобилей, то здесь роскошь оказалась куда доступнее, чем в сфере недвижимости, говорит Сергей Варламов из «Налоговика». «В качестве предела взята цифра, уже фигурирующая в градации налогов с транспортных средств. В ст. 361 Налогового кодекса именно для таких автомобилей (мощностью свыше 250 л. с.) установлены самые высокие ставки транспортного налога», – напоминает эксперт. По его мнению, здесь надо увеличивать порог, при превышении которого россияне должны платить повышенный транспортный налог, потому что в противном случае наверняка случится «попадание» в средний класс. Ольга Тараканова также считает, что средний класс может быть затронут налогом при приобретении автомобилей мощностью 250 л. с.
«Чтобы нормально передвигаться по отечественным дорогам, особенно в глубинке, необходимо иметь достаточно мощный внедорожник, а это уже не менее 250 л. с.», – объясняет Варламов. При этом шикарные спортивные автомобили начинаются с более серьезных мощностей – 350 или 400 л. с., поэтому Варламов считает, что именно такие значения позволили бы исключить из-под налогообложения имущество «среднего класса».
«Кроме того, автомобиль с небольшой мощностью может иметь высочайшую рыночную стоимость – например, редкие ретро-автомобили, выпущенные до 1960 года, с мощностью двигателя около 100 л. с. стоят миллионы долларов. Это ли не роскошь?!», – говорит Варламов.
Чиновничья радость
Исходя из деклараций за 2010 год о доходах и имуществе, среди семей высших российских чиновников владельцев жилой недвижимости площадью 1000 кв. м тоже не так и много, хотя все-таки встречаются.
К примеру, согласно декларации за 2010 год, на супруге секретаря Совета безопасности Николая Патрушева значится в собственности жилой дом на 1416 кв. м, за который по новым правилам придется платить налог на роскошь.
Супруге Алексея Кудрина, теперь уже бывшего министра финансов, также предстоит заплатить допналог на свой дом площадью 1362,3 кв. м. У вице-премьера Игоря Сечина также имеется предмет сверхпотребления – дом площадью 1415 кв. м. У помощника президента Александра Абрамова в собственности жилой дом с тремя строениями суммарной площадью 1296,2 кв. м.
Что касается автомобилей, то чиновники любят ездить на сверхмощных иномарках. В декларации не указывается мощность двигателя автомобиля (кстати, не всегда с точностью указывается даже марка, а только бренд). Но все же многие модели выпускаются изначально с двигателями мощностью более 250 л. с., а некоторые имеют такие мощные двигатели в определенной комплектации. Можно предположить, что чиновники не отказывают себе в удовольствии разъезжать на Mercedes Benz с самым мощным двигателем.
К примеру, у того же Александра Абрамова имеется Mercedes Benz S450 (который выпускается с двигателем мощностью 340 л. с.). У помощника президента Аркадия Дворковича нет квартир и дач площадью 1000 кв. м, зато есть Lexus LX570 мощностью 367 л. с. Первому зампредседателя правительства Игорю Шувалову придется раскошелиться за свои мощные автомобили – Jaguar, Mercedes Benz S350 и S500, если их мощности более 250 л. с. (в зависимости от комплектации у S350 может быть меньше).
Супруге главы администрации президента Сергея Иванова, возможно, придется платить налог за свой автомобиль Audi Q7, если у него большая мощность (в зависимости от комплектации может быть меньше 250 л. с.). Ну и супруге министра юстиции Александра Коновалова придется доплатить в казну за то, что муж разъезжает на мощном Porsche Cayenne.
Какие ставки будут устанавливаться на дома площадью свыше 1000 кв. м и машины мощностью более 250 л. с., пока неизвестно. Но можно предположить, что ставка будет примерно на уровне 1% от рыночной стоимости жилья и, к примеру, 100 рублей с каждой лошадиной силы сверх предела. В этом случае за автомобиль мощностью 367 л. с. (как у Дворковича) придется заплатить 11,7 тыс. рублей, а за жилой дом в 1296,2 кв. м (как у Абрамова), рыночная стоимость которого может составлять около 50 млн рублей, налог может составить 500 тыс. рублей в год, посчитал Варламов.
Спорная роскошь
Пока непонятно, будет ли владение большим количеством квартир и домов считаться роскошью. В МЭРе планируют ввести налог лишь в отношении одного помещения площадью 1000 кв. м – суммирование площади всех квартир, находящихся в собственности физлица, производиться не будет, сказала Набиуллина. Однако она не исключает, что впоследствии оно будет введено: «Если, правда, это администрируемо, то можно будет, наверное, и много квартир сделать, но надо хотя бы начать с одной». Тогда список чиновников, которым придется платить повышенный налог на недвижимость, существенно вырастет.
Еще одна проблема: исходя из данных МЭР, пока не ясно, будет ли недвижимость за границей подпадать под российский налог на роскошь. А, к примеру, у первого зампредседателя правительства Игоря Шувалова имеется жилой дом на 1480 кв. м, который находится в Австрии.
Замминистра финансов Сергей Шаталов ранее поднимал этот вопрос. «Хорошо, введем мы налог на яхты, автомобили, вертолеты, наверное, это справедливо. Вопрос: если они зарегистрированы за пределами России, сумеем ли мы их обложить налогами, будем ли мы вводить глобальный принцип налогообложения, то есть все имущество, которое находится в России или за рубежом?», – говорил замминистра. По его мнению, встающие вопросы юрисдикции, администрирования и определения налоговой базы требуют детального серьезного обсуждения.