Комментарии для "Вести ФМ" : Шведский суд снял иммунитет с российской недвижимости
Верховный суд Швеции фактически наложил арест на здание, находящееся в собственности торгового представительства России. Дело это заведено по заявлению немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, требующего взыскать с России около 5 миллионов евро компенсации потерянных инвестиций при попытке организовать бизнес в Санкт-Петербурге в 90-х годах. По идее, в счет покрытия убыток Зедельмайера часть этого здания теперь может быть выставлена на торги. Его рыночная цена должна составить 2,5-3 миллиона евро. Но российские власти, в свою очередь, решение шведского суда исполнять отказались. В перспективах этой судебной тяжбы разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Госнедвижимость за рубежом - это сотни объектов: посольства, консульства, торгпредства, гостиницы, культурные центры и многое другое. Большинство из этих зданий защищено дипломатическим иммунитетом. Большинство, но, как теперь выяснилось, не все. По мнению Верховного суда Швеции, это зависит от тех физических и юридических лиц, кто арендует эти здания. А точнее, от того, обладают ли эти лица дипломатическим статусом или нет. В основу решения суда положена не вступившая в силу конвенция ООН от 2004 года. Ее суть пояснил профессор МГИМО Дмитрий Лабин.
"Имущество, которое используется в суверенных целях, как раз подпадает под иммунитет. На него невозможно наложить взыскания, аресты и так далее. Если же суд приходит к выводу, что имущество, в отношении которого производятся исполнительные действия, используется в коммерческих целях, то суд может принять решение, что это имущество не обладает иммунитетом и может быть продано, а за счет этих средств выполнено арбитражное решение", - комментирует Лабин.
Конвенция эта не ратифицирована. И значит, по мнению российской стороны, к исполнению необязательна. Поэтому, как заявил российский МИД, наша страна не намерена исполнять решение Верховного суда Швеции. Тем более иммунитет снят только с 14 квартир, которые сдавались в коммерческую аренду, а вся остальная часть здания осталась под иммунитетом, напоминает партнер Noerr Stiefenhofer Lutz Илья Рачков.
"Юридически на эти объекты можно обратить взыскание, но на практике туда невозможно будет проникнуть. И при продаже этих квартир на аукционе понятно, что это будет неликвид. То есть мало, наверное, найдется желающих купить эти квартиры. Скорее всего, это будут лица, скажем так, назначенные Россией, которые эти квартиры выкупят по довольно малой цене", - считает Рачков.
Вообще же, сдача дипломатической недвижимости в аренду - довольно распространенная в международной практике процедура. В данном случае в части квартир торгпредства жили российские студенты, стажирующиеся в вузах Швеции. В основном же в посольских помещениях арендаторами выступают фирмы, чей бизнес связан с Россией, отмечает президент агентства зарубежной недвижимости Gordon Rock Станислав Зингель.
"Это может быть и турагентство, и компания, которая занимается оформлением виз, и компания, которая предлагает юридические услуги гражданам бывшего СССР. То есть можно взять любую страну и посмотреть те офисы, которые открыты. В принципе по структуре наполнения они будут все похожи. Это все компании, бизнес которых связан с Россией. И я здесь не вижу ничего криминального", - поясняет Зингель.
Тем не менее, решение Верховного суда Швеции эксперты, в том числе и Станислав Зингель, рассматривают как опасный прецедент.
"Если мы предположим, что данные решения будут и в дальнейшем приниматься к недвижимости, которой владеет дипломатический корпус за границей, то теоретически этот инцидент может увеличить количество исков и изымаемой недвижимости для реализации на аукционах", - утверждает эксперт.
Именно поэтому российская сторона не намерена идти на компромисс в этой судебной тяжбе. "Мы потеряем гораздо больше в имиджевом плане, если удовлетворим выдвигаемые Зедельмайером требования, учитывая, что, с нашей точки зрения, они абсолютно неправомерны", - заявил пресс-секретарь Управделами президента России Виктор Хреков. Пока же российская сторона собирается подать апелляцию. Ее итоги станут известны через месяц-полтора.