Зарубежная недвижимость, продажа зарубежной недвижимости, агентство зарубежной недвижимости
              




14 апреля 2010

Будущее белорусского гостиничного бизнеса - в мини-отелях эконом-класса

Практику мини-гостиниц на 5-15 номеров, широко применяемую в Европе, Украине и России, предлагает перенять Вадим Гуляков, автор проекта-финалиста Первого Minsk Startup Weekend, который прошел в декабре 2009 года. Его стартап-проект как раз и заключается в организации такой гостиницы в центре Минска. Подробнее о проекте он рассказал в эфире TUT.BY.

- Что это за конкурс - Minsk Startup Weekend, в котором вы принимали участие?

Minsk Startup Weekend - это, скорее, не конкурс, хотя элемент соревновательности в нем присутствует. Это площадка, которая дает возможность людям с бизнес-идеями, людям, которые хотят на них заработать, встретить потенциальных инвесторов.

Слово "инвестор" у нас в обществе сейчас на слуху, но вот увидеть инвестора вживую удается немногим. У нас был такой шанс. Были приглашены люди, готовые инвестировать в "сырые" проекты, присутствовало огромное количество экспертов в различных областях, ведь инвестор не всегда является профессионалом в той сфере, в которой ему предлагается проект. У нас была возможность проконсультироваться и с юристами, и с экономистами в том, что касалось представляемых проектов. И вот эта площадка - Minsk Startup Weekend - стала своеобразным смотром проектов, заявленных людьми, у которых, может быть, даже не было опыта в бизнесе, дала возможность проявить себя.

- Что вам дало участие в конкурсе? Инвестора для своего проекта нашли?

Это был очень полезный опыт. Инвестора мы не нашли, но изначально и не ставили это своей целью. Встреча с инвестором, визуализация идеи, которая носится в воздухе, выстраивание конкретных условий, на которых и я, и инвестор согласны работать, критика проекта - это все очень полезно. Теперь у нас есть какой-то задел на будущее, и при наличии инвестора этот проект может быть реализован в любое время.

- Кому удалось найти финансирование сейчас?

Насколько я знаю, ребята из ателье, которые заняли второе место, начали реализовывать свой проект с компанией "Экспедиция", и их продукция стала появляться на прилавках магазинов и торговых точек этой компании. Это очень здорово!

- Как вы считаете, почему вышли в финал?

Мы хорошо представили свой проект. К слову, все были хороши, явно провальных проектов не было. Единственное, что инвесторов больше интересовало не то, как проекты будут реализованы, а то, как быстро и в каком количестве "отобьются" их вложения. Можно сказать, их интересовали математические выкладки, куда пойдут деньги.

- Почему вы выбрали именно гостиничный бизнес?

Мы видим, что существует огромный спрос на гостиничные номера низкой ценовой категории. У нас огромный рынок "серых" квартир на сутки-двое - посмотрите объявления в любой газете. При этом люди, которые сдают квартиры на сутки, не зарабатывают каких-то сверхкапиталов, но тем не менее находят это выгодным для себя.

Также сейчас в центре Минска есть огромное количество площадей, которые могли бы быть использованы под отель, строятся и сдаются в аренду бизнес-центры. На вашем сайте висят объявления о сдаче в аренду за 20-30 долларов за квадратный метр в месяц достаточно качественных зданий, где, к примеру, возможна любая планировка. То есть, сдав такое помещение, его собственник рассчитывает получить прибыль в 20-30 долларов за квадратный метр. Но если на этих же площадях организовать гостиницу, то даже при 50%-ной ее заполняемости (это средний показатель всех гостиниц в Минске) прибыль будет на порядок выше. А если приложить усилия, то заполняемость может быть 60-70%. Номерной фонд - это не только те деньги, которые приходят от сдачи номера, это еще и ресторан, разнообразные услуги: хранение, трансферы, проводы, встречи, заказ билетов и прочее - то есть уровень дополнительных сервисов, который также генерирует деньги, велик.

- Почему вы проектировали гостиницу эконом-класса, небольшого формата?

Весь проект завязан на количестве денег, которые инвестор готов вложить. Если это будет сумма, которая вместе с гостиницей позволит открыть при ней маленький ресторанчик либо кафе, то это будет просто замечательно. И кафе, и гостиница по отдельности не будут приносит такую прибыль, какую будет приносить кафе при гостинице. Если у инвестора нет готовности, желания либо возможности вкладывать такие средства, можно открыть гостиницу на 10-15 номеров, можно даже без кафе. Другими словами, формат гостиницы "пляшет" от размеров финансирования.

Сама идея гостиницы эконом-класса без звезд, без бассейна, тренажерных залов, шикарных лифтов основана на цене проживания. Мы стремимся сделать так, чтобы она была более доступной, потому что именно в этом сегменте видим возможность заработать хорошие деньги. Сегмент гостиниц премиум-класса у нас заполнен, есть гостиницы "Минск", "Европа", и для того чтобы выходить на этот рынок и конкурировать на нем, требуются огромные вложения. Поэтому начать лучше именно с гостиницы на 10-15 номеров, без супердорогих сервисов, потому что количество потенциальных посетителей в разы превышает объем номерного фонда.

- На какие города вы делали ставку при проектировании - на столицу или регионы?

На столицу. Здесь есть подобного рода гостиницы, но - именно "подобного рода". Если сравнивать в ценовой категории, то есть ряд гостиниц, где условия проживания могли бы быть намного лучшими, если бы они лучше управлялась. Мы делали "разведку боем" - ходили в гостиницы той ценовой категории. В принципе, они могли бы успешно конкурировать, но у их владельцев почему-то не возникает такого желания. Номерной фонд нормальный, но существует огромный потенциал для улучшения. Обслуживание: Никто ничего не контролирует, никто ни за что не несет ответственности. Зачастую человек, который сидит на рецепшене, не может сказать, в какое время работают ближайшие кафе, где находятся остановки такси - уровень сервиса оставляет желать лучшего. У нас почему-то принято считать, что гостиница - это четыре стены, и всё. Человек заплатил деньги, у него есть койко-место - что еще надо? А подумать о том, что человек один в незнакомом городе, может быть, без знания языка, не имеющий времени решать какие-то бытовые вопросы, с которыми ему неизбежно придется столкнуться, часто просто не приходит в голову.

- Какова структура инвестиционных затрат в вашем проекте? Например, сколько процентов идет на землю, сколько - на возведение здания, сколько - на оборудование номеров?

Собственно возведение здания и покупка земли не предполагались. Намечалось купить уже существующие площади (допустим, в новостройках бизнес-центров) - это намного выгоднее. Покупая готовое здание, мы, возможно, немного переплачиваем, но зато сокращаем период, в который наши деньги не будут приносить никакой прибыли.

- Из какой общей стоимости строительства квадратного метра номера вы исходили?

Квадратный метр конечной площади нашей гостиницы получался около 2-2,5 тысячи долларов, с учетом непредвиденных расходов - 3 тысячи кв.м полностью готовой, под ключ, гостиницы. Например, квартира в центре Минска площадью в 100 кв. м обойдется в 200 тысяч долларов, а гостиница в пять-семь комнат - в 300 тысяч долларов. При этом эти пять-семь комнат могут сдаваться за 200 долларов (теоретически максимально), плюс дополнительные сервисы.

- Какой процент загруженности номеров гостиницы закладывался в вашем проекте?

Мы исходили из среднего процента по Минску на сегодняшний день - 50%. Мы считаем, что такого уровня загруженности в течение пяти-шести месяцев мы добьемся. По нашим расчетам, проект может окупиться за четыре-пять лет.

- Какой процент в доходах номерного фонда занимают операционные расходы?

Примерно около 20%. Это затраты на персонал, обслуживание самого номерного фонда, на электроэнергию и прочее. Другими словами, на такие постоянные издержки, которые не зависят от загруженности номерного фонда.

- Можете ли вы сказать, каковы средние сроки окупаемости аналогичных проектов в Западной Европе?

Таких сведений у меня нет, но там таких проектов огромное количество, там хорошо развит семейный бизнес небольшого формата. Если они этим занимаются, значит, для них это выгодно.

Если попытаться спрогнозировать ситуацию в Беларуси, можно посмотреть на Украину и Россию, которые в этом вопросе идут немножко впереди нас. Сейчас в Москве, в Петербурге бум мини-отелей: выкупаются коммунальные квартиры, другая собственность. Но поскольку ни в российском, ни в нашем законодательстве нет пошаговой инструкции, каким образом из имеющегося помещения сделать гостиницу, это делается, скорее, вопреки, чем благодаря. Тем не менее, отелей именно на пять-шесть номеров сотни, тысячи. Я даже знаю примеры в Петербурге, когда открывают мини-отель на два-три номера. Это достаточно перспективно, окупается и, соответственно, вызывает большую конкуренцию, но при всем этом не может удовлетворить существующий спрос из-за огромного количества туристов.

- Занимаются ли оперированием такого рода гостиниц международные операторы? Возможно ли оперирование по франшизе?

Думаю, возможно, но вопрос в том, насколько это целесообразно: стоимость франшизы может быть сопоставима с затратами на открытие собственного отеля. Мне кажется, рынок еще не пришел для этого к какому-то цивилизованному состоянию.

- И все-таки, почему вам не удалось найти инвестора?

Я убежден в перспективности этого дела. Но инвесторы в Беларуси предпочитают вкладывать деньги в проекты, которые дадут отдачу быстрее, чем открытие гостиницы. А чем хорош гостиничный бизнес? Человек, владеющий гостиничным бизнесом, сталкивается с приезжими, с рестораторами, с запахом теплых булочек по утрам: Это приятный бизнес, хоть и окупается дольше. Кроме того, он более стабильный - в нем не так много форс-мажорных обстоятельств, как в других сферах. Для нашей страны, которая еще не насыщена капиталами так, как западные страны, окупаемость такого проекта составляет пять лет.

- Все ли номера в вашем проекте одинаковы? Если нет, то сколько "сингл-номеров", сколько "дабл", сколько "люкс"? И какова средняя стоимость номера?

Если брать отель на 15 номеров, то "сингл-рум" не предполагается: любая комната этого типа с большой кроватью превращается в "дабл-рум". Разновидность номеров будет зависеть от планировки здания. Я думаю, процентов 70 номеров будут типа "дабл-рум" с одной большой либо с двумя маленькими кроватями. Средняя стоимость номера будет составлять около 25-30 долларов.

- А разве организаторы и партнеры проекта не предложили победителю Startup Weekend финансовую помощь?

Когда мы шли на конкурс, то не ждали, что на выходе нам дадут чемодан с деньгами. Мы ожидали интереса к нам, и это, конечно, произошло. Мы искали заинтересованного инвестора с холодным разумом. Вообще, мне кажется, такие инвесторы не принимают решение на самом мероприятии, это происходит потом - после собственных расчетов, после консультаций со специалистами.


TUT.BY


Услуги по продаже Вашего объекта недвижимости за рубежом
Рассылка "Инвестиции в недвижимость за рубежом"
Подписка на рассылку "Новые предложения отелей на продажу"